Социальные сети:

Контактный телефон:

+7(800)250-71-31

Электронная почта:

pvs.krasnoyarsk@gmail.com

О, СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ...

О, СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ...

Казалось бы, выборы прошли давно, и что к ним возвращаться? 

А вот что-то тянет - словно преступника на место преступления. Впрочем, не себя я считаю преступившим закон. Подозреваю других. Но те, кто этим спокойно занимался, похоже, выходят из воды сухими. 

По давно остывшим следам

После выборов редакция "Красноярского рабочего" трижды официально обращалась к прокурору края Савчину, подсказывая, где нужно рыть, чтобы найти нарушения.

Каждый раз мы получали ответ, подписанный кем-то из сотрудников этого ведомства,- заместителем или даже первым заместителем Михаила Михайловича. Вот только содержание этих бумаг, мягко говоря, не настраивало на оптимизм. Чувствовалось по всему, что прокуратуре просто не хочется копать глубоко. А на поверхности далеко не всё видно.

В газете от 21 сентября было опубликовано письмо Людмилы Захарцовой "Не фальсификации, а... переделки". В день голосования как представитель партии "Яблоко" она ездила по Манскому району, а затем присутствовала при подсчёте голосов на участке N 1574.

Рассказала, что когда начался подсчёт голосов, член УИК Татьяна Васюкова пыталась выбросить один бюллетень. Вскоре выяснилось - не сходится количество. Глава участковой избирательной комиссии отказалась составлять акт о нарушении. Тогда была вызвана председатель комиссии окружной. Она объяснила, что это нормальное явление, акт появится при итоговом подсчёте бюллетеней.

"При подсчёте голосов избирателей член УИК, зачитывающий ФИО кандидатов и названия партий, постоянно ошибалась, неправильно зачитывая и отдавая бюллетень не туда,- писала Захарцова.- Так в пользу Данильченко (Юрий Данильченко - баллотировался в депутаты ЗС края от партии "Единая Россия".- Прим. ред.) было неправильно положено 56 бюллетеней, в пользу "ЕР" - 52 бюллетеня. Ссылались на усталость и позднее время".

На этом избирательном участке с огромным отрывом - в 100 голосов - победила ЛДПР. А по одномандатному округу - кандидат Левых. Но продолжу рассказ наблюдателя:

"В 3.30 подсчёт был закончен. В 3.50 я была в ТИК, туда свозили результаты голосования. Председатели УИК не торопились сдавать протоколы голосования. Член ТИК Сергей Геннадьевич Резник стал вызывать по одному председателей УИК в соседний кабинет для того, чтобы они переписали протоколы голосования.

Замечание о нарушении было сделано. После чего председателю ОИК стало плохо, её увезли на скорой. Около 11 часов утра председатель С. Н. Юрченко была на участке. И обратилась с просьбой не писать жалобу о фальсификации выборов в Манском районе. Доводы следующие: "Нет фальсификации, есть переделка черновиков, протоколов голосования", "Люди неграмотные, пишут с ошибками".

Потом были слёзы и истерика: "Наговор недоброжелателей - она не давала распоряжение о переделке протоколов", "Полетела вся система ГАС, они вручную всё исправляли" и так далее. Уехала в 13.20, протокола не было.

...После выявленной фальсификации выступила перед секретарями и председателем УИК. Говорю: "Как вам не стыдно, как людям в глаза смотреть будете? Именно вы своим молчаливым согласием виноваты". Ответ убил: "Будем рассказывать - нас уберут из УИК, а здесь же нам платят".

Итак, редакция всё это опубликовала и тут же направила запрос прокурору края. Ответ был оперативным, поступил буквально на следующий день. Суть его проста - жалоба направлена председателю крайизбиркома. Не то с просьбой, не то с приказом уведомить о результатах рассмотрения обращения автора, то есть меня, и прокуратуру.

Константин Бочаров ответил 26 сентября. "В части доводов о возможной фальсификации избирательных документов жалоба Л. А. Захарцовой перенаправлена в Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю для проведения проверки и принятия мер реагирования",- сообщил он.

А вот в части возможных нарушений при подсчёте голосов жалобу передали в территориальную избирательную комиссию Манского района. То есть ей доверили проверить в том числе и саму себя. И после этого вы хотите, чтобы были выявлены нарушения?

Больше ответов по этому поводу редакция не получала. Чиновники в погонах и без посчитали, судя по всему, что каждый из них исполнил свой служебный долг: газета написала, прокуратура и крайизбирком отреагировали. А то, что за месяц так ничего и не прояснилось, уже не важно - ещё через некоторое время совсем забудется.

Следователи, кстати, до сих пор не опросили Людмилу Захарцову, хотя ей есть что сказать. 18 октября уж было наметилась встреча, так нет же, пришлось её отменить из-за... отсутствия света. Дальше, возможно, будут мешать гололёд, снегопад...

Есть у главы адвокаты

Второй запрос касался моей собственной публикации "Мы стучались. Вы не услышали", появившейся в "КР" в том же номере - за 21 сентября. И опять сработала схема: редакция - прокуратура края - крайизбирком - редакция. Результат примерно тот же - близкий к нулю.

Впрочем, на этот раз Бочаров прислал мне обстоятельный ответ. До того обстоятельный и внешне уважительный, что не могу не дать его целиком и полностью. Правда, предкрайизбиркома показался мне при этом адвокатом губернатора. Судите сами:

"Главному редактору газеты "Красноярский рабочий" В. Е. Павловскому

Уважаемый Владимир Евгеньевич!

На Ваше обращение от 22 сентября 2016 года, поступившее 30 сентября 2016 года из прокуратуры Красноярского края, сообщаем следующее.

Согласно пункту 2 статьи 40 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на время участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации.

В соответствии со статьёй 1 Закона Красноярского края от 26.12.2006 N 21-5553 "О государственных должностях Красноярского края" должность Губернатора Красноярского края относится к государственной должности Красноярского края.

Избирательное законодательство не обязывает лиц, замещающих государственные должности, уходить в отпуск на время их участия в выборах. Следовательно, В. А. Толоконский, замещающий государственную должность - должность Губернатора Красноярского края, имел право не уходить в отпуск.

В части якобы имевшем место "злоупотреблении служебным положением" В. А. Толоконским разъясняем, что в соответствии с требованиями избирательного законодательства под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается:

а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов;

б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, если иным кандидатам, избирательным объединениям, не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда;

г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;

д) сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание,- членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счёт средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам, избирательным объединениям для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;

ж) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

з) обнародование в период избирательной кампании в агитационных печатных материалах отчётов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Необходимо отметить, что полномочия и обязанности Губернатора Красноярского края регламентированы федеральным законодательством и Уставом Красноярского края. Так, в обязанности Губернатора Красноярского края входят, в том числе, посещение действующих и строящихся производственных и социальных объектов, проведение рабочих совещаний и проверок исполнения поручений (в том числе выездных), участие в знаковых культурных мероприятиях на территории края, проведение личного приёма граждан и встреч с жителями территорий и представителями различных коллективов, общественных объединений и организаций.

При этом ни указанные выше нормативные акты, ни избирательное законодательство не содержат нормы, запрещающие лицам, являющимся кандидатами на выборах и замещающим должности губернаторов, исполнять свои полномочия и должностные обязанности в период выборов.

Для исполнения указанных полномочий и обязанностей могут привлекаться, в том числе, представители депутатского корпуса, представители органов местного самоуправления, специалисты и представители различных отраслей и сред, коллективов.

Совершенно естественно, что в рамках осуществления своих полномочий В. А. Толоконский совершал служебные поездки по городам и районам Красноярского края.

Избирательная комиссия Красноярского края не располагает фактами использования преимуществ должностного или служебного положения Губернатором Красноярского края В. А. Толоконским. При этом в Вашем обращении также не приводятся какие-либо конкретные факты ведения предвыборной агитации либо совершения иных действий, подпадающих под признаки использования преимуществ служебного положения, регламентированных пунктом 5 статьи 40 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-Ф3 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при осуществлении В. А. Толоконским вышеуказанных поездок.

В случае наличия у Вас каких-либо конкретных фактов использования В. А. Толоконским преимуществ служебного или должностного положения просим предоставить их в Избирательную комиссию Красноярского края для проведения проверки и принятия соответствующих мер в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В части "траты бюджетных средств" разъясняем, что бюджетные средства на избирательную кампанию Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", выдвинувшего краевой список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва, в общекраевую часть которого включён В. А. Толоконский, не тратились.

Финансирование расходов, связанных с выборами, может осуществляться только за счёт средств избирательного фонда соответствующего избирательного объединения, который может быть сформирован исключительно из источников, регламентированных пунктом 5 статьи 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Что касается неопубликования зарегистрированного краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае Всероссийской политической партии "Партия Возрождения Села", в газете "Наш Красноярский край" разъясняем.

В соответствии с пунктом 9 статьи 15 Закона Красноярского края от 25.05.2007 N 1-25 "Об Избирательной комиссии Красноярского края" решения Избирательной комиссии Красноярского края, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, подлежат официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru), входящем в состав официального сайта Красноярского края - единого краевого портала "Красноярский край", или в краевой государственной газете "Наш Красноярский край" (источник опубликования определяется в решении).

В решении Избирательной комиссии Красноярского края от 05.08.2016 209/2079-6 "О регистрации краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае Всероссийской политической партии "Партия Возрождения Села", источником опубликования определён "Официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края", на котором данное решение и было опубликовано в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Кроме того, все краевые списки кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва были размещены также на официальном сайте Избирательной комиссии Красноярского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http:// iksrf24.ru/).

В части опубликования списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва, выдвинутого Красноярским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", на первой странице газеты "Наш Красноярский край" следует отметить, что избирательное законодательство не предъявляет требований относительно места размещения таких материалов в соответствующем периодическом печатном издании. Формирование материала, его объединение по тематической направленности, место размещения определяется исключительно редакцией.

Вместе с тем, в целях предупреждения выраженных Вами сомнений Избирательная комиссия Красноярского края обратилась в редакцию краевой государственной газеты "Наш Красноярский край" с просьбой о размещении решений и иных материалов Избирательной комиссии Красноярского края в одном разделе".

Ответы будто под копирку

Поскольку региональная прокуратура тоже ждала от Бочарова ответ, я по наивности своей полагал, что, получив его, надзорное ведомство всё же возьмётся проверять факты. Ну, хотя бы часть из них.

И вот в минувший четверг пришла в редакцию официальная бумага на трёх листах за подписью прокурора Красноярского края Михаила Савчина. Правда, он ответил почему-то не на сам запрос, который я направлял ему 22 сентября, а на опубликованную в "Красноярском рабочем" под заголовком "Вы пишите, вам зачтётся" 5 октября 2016 года информацию-напоминание о том самом обращении.

Честно говоря, не ожидал полнейшего единодушия двух руководящих товарищей. Пробежался по прокурорским абзацам и удостоверился: они едва ли не на все 100 процентов - копия бочаровских. Только исполнители-сочинители значатся разные.

Поневоле закралась мысль: может, это Бочаров переписал ответ Савчина, сочинённый чуть ранее, и просто опередил коллегу по срокам отправки в редакцию? Ну, не может же руководитель надзорного органа повторять слово в слово то, что придумали в крайизбиркоме? 

Итак, что меня смутило, кроме, конечно же, совпадения текстов? Ну, например, такое утверждение (из варианта М. М. Савчина):

"Избирательная комиссия Красноярского края, органы прокуратуры края не располагают фактами использования преимуществ должностного или служебного положения Губернатором Красноярского края. При этом в Вашем обращении также не приводятся конкретные факты ведения предвыборной агитации либо совершения иных действий, подпадающих под признаки использования преимуществ служебного положения".

В самой статье на этот счёт было написано так:

"...И мотался бедный Виктор Александрович весь последний месяц по сугубо служебным надобностям по необъятным просторам края, забыв про сон и отдых. Возникло у него вдруг непреодолимое желание поговорить с народом, выслушать его чаяния. Ради этого главы администраций сгоняли бюджетников, и не только их, с насиженных мест, чтобы люди выслушивали очередные победные реляции и обещания, обещания, обещания...

И всё бы ничего - в конце концов, власть всегда клянётся улучшать народное благосостояние, к этому мы уже привыкли. Только вот катался Толоконский по краю не один, а со свитой. В число сопровождающих входили действующие депутаты Госдумы и Законодательного Собрания, которые вновь стремились попасть в краевой или федеральный парламент. Удивительная смычка двух ветвей власти!

Всё это находило своё отражение на официальном краевом интернет-портале. Кто не верит, зайдите на страницу пресс-службы, посмотрите многочисленные фоторепортажи. Ба, знакомые всё лица! Кармазина и Толоконский, Толоконский и Швыткин, Оськина и губернатор, губернатор и Зубарев, Клешко и глава края, глава края и Симановский...

Хорошо, у депутатов есть хоть и спорное, но преимущество перед простыми смертными, закон не заставляет их уходить в предвыборные отпуска. Катались они по городам и весям за казённый счёт, но как бы не злоупотребляли. Но отчего, скажите мне, всюду следовал за Толоконским председатель совета директоров акционерного общества "ОПК "Оборонпром" Сергей Сокол - он-то какую государственную должность занимает и почему его вояжи должен оплачивать бюджет?"

Ещё раньше я отмечал странную особенность этих поездок: губернатора, возглавлявшего краевой список "ЕР", сопровождали исключительно депутаты (они же - кандидаты) от славной партии "Единая Россия". Ни одного зюгановца не было рядом, ни одного жириновца. О прочих я уже и не говорю.

Это вам не конкретные факты? Это не нарушения? Если есть сомнения, заглянули бы прокурорские на официальный сайт "Красноярский край" в раздел "Фоторепортажи" - там всё подтверждено документально. Поинтересовались бы, кто поил-кормил визитёров, кто перевозил их и за чей счёт. Нет же: "Средства краевого бюджета не тратились".

Прокурор буквально вторит председателю крайизбиркома: "Для исполнения указанных полномочий и обязанностей (сугубо должностных.- Прим. авт.) могут привлекаться, в том числе, представители депутатского корпуса, представители органов местного самоуправления, специалисты и представители различных отраслей, коллективов". Из его ответа убрано лишь расплывчатое слово "сред".

Не буду приводить все прочие повторы, но ещё для одного всё же сделаю исключение. Речь - об опубликовании списков кандидатов. Здесь прокурор и председатель избиркома опять на редкость единодушны: коль не было в решении, касаемом Партии возрождения села (ПВС), ссылки на газету "Наш Красноярский край", стало быть, и нарушения нет.

Получается, что решения крайизбиркома составляют некие неизвестные лица, а потом предлагают Бочарову: "Подпиши, брат!" Иначе бы он следовал однажды установленному правилу составления документов.

В случае с "Единой Россией", чей список был зарегистрирован позже списка ПВС, тоже не было указания на "НКК". Пункт пятый решения N 211/2085-6 от 10.08.2106 года, подписанного лично Бочаровым, гласит: "Опубликовать настоящее решение на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru), входящем в состав официального сайта Красноярского края - единого краевого портала "Красноярский край".

Однако же документ о регистрации списка "Единой России" был обнародован и на сайте, и в газете "НКК", к тому же более чем услужливо - на первой странице. Партия возрождения села такой чести не удостоилась.

Самое смешное, что в принятых ранее решениях о регистрации кандидатов от "Справедливой России", "Коммунистов России", КПРФ и прочих партий вообще не говорится, где их нужно публиковать. Однако ж разместили сначала на официальном сайте, затем - в госгазете.

Наверное, всё это - мелочь. Для председателя крайизбиркома - уж точно. Но прокурору края негоже не обращать внимания на неравенство условий для политических партий и кандидатов. Подчёркиваю: неравенство, созданное совершенно сознательно.

Да, чуть не забыл. Писал ведь я и о том, что накануне дня голосования в Емельяновском районе, вдоль федеральной автодороги М-53 (не просёлочной!), были сорваны едва ли не все баннеры, принадлежащие самым разным партиям. Остались только агитки "Единой России" с весьма спорным, с точки зрения законодательства, содержанием.

Михаил Савчин ответил: ГУ МВД проводит по этому факту проверку. С оговоркой: сами избирательные объединения в органы полиции заявлений по этому поводу не подавали. Кроме ЛДПР, у которой исчезли два баннера стоимостью 2 тысячи рублей каждый в посёлке Емельяново.

Как говорится, почти верю. Партиям было не до того. Но газета "Красноярский рабочий" писала об этом открыто, и можно было бы отреагировать на публикации, как этого требует генеральный прокурор. Теперь же много воды утекло, и ничего редакция из органов МВД не получит, кроме формальной отписки.

В одном из ответов на запросы первый заместитель прокурора края Александр Блошкин разъяснил заявителю, то есть мне: "На основании ч. 2. ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы".

Только вот забыл он напомнить непонятливому редактору, что часть 2 статьи 21 заканчивается таким предложением: "Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором".

Просто у нас разные точки зрения на то, требуются ли меры прокурорского реагирования на нарушения, происходящие в государственных органах. Подменять-то уж точно не надо, иначе такого наворотят... Как не надо и дудеть в одну дуду. А вот следить за этими самыми органами око государево обязано.

Кто властвует вместо народа?

На днях позвонила читательница. В селе Красный Завод Боготольского района было организовано массовое голосование на дому, сообщила она. В пользу кого - вполне понятно. Якобы об этом проговорилась одна местная чиновница при общении с другой в неформальной обстановке.

Ну, знаете, мало ли кто о чём судачит, мало ли кто какие слухи распускает, чтобы опорочить власть и ей преданную партию! И всё же я решил проверить информацию. Зашёл на сайт крайизбиркома, покопался в данных системы ГАС "Выборы" и...

На участке N 957, расположенном в селе Красный Завод, числится 655 избирателей. Досрочно никто из них не голосовал. В помещении, то есть там, где располагалась УИК, были опущены в урны 180 бюллетеней. А вне помещения, то есть на выезде - 130.

Соотношение впечатляет. Отчего же краснозаводцы столь массово писали заявления о желании проголосовать именно в уютных домашних условиях? Этот вопрос остаётся открытым.

Каков результат? За "Единую Россию" отдали голоса 154 избирателя, за ЛДПР - 73, за КПРФ - 25, за Партию возрождения села - 18, за "Справедливую Россию" - 8. Остальным достались от 4 до 7 голосов.

А теперь представьте процентное соотношение сил, если б всё происходило чинно и благородно, как это предписывает закон? Кто теперь докажет, что избирателям не советовали, в каком квадратике бюллетеня нужно поставить галочку?

Обратил внимание ещё на один боготольский участок - Владимировский, значащийся под номером 947. Деревня поменьше, избирателей всего-то 319. Но картина похожая: в помещении УИК проголосовали 83 гражданина и гражданки, по домам - 76.

Может, в таком случае и не надо вовсе тратиться на оборудование участков? Вручить каждому члену комиссии по урне и пустить по улицам... Явка была бы близкой к 100-процентной. Да и партия правящая выглядела б ещё более солидно.

А сколько нам открытий чудных готовит полная база, заложенная в систему ГАС "Выборы"? Но кому эти открытия теперь нужны, кроме смутьянов и оппозиционеров? Именно так называют тех, кто хочет прозрачности выборного процесса, кто ратует за строгое исполнения законодательства.

Слово "демократия" давно превратилось в ругательное. А другое слово - "народовластие" - у простых людей вызывает просто усмешку. Они-то знают, кому принадлежит власть, кто и как следит за исполнением законов.

Владимир ПАВЛОВСКИЙ